Актуальность
Сегодня
уровень здоровья школьников, как в России, так и регионе находится на
критической отметке. Наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей на фоне
ухудшения экологической обстановки в сочетании с неблагоприятными климатическими
и географическими условиями. У большинства учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида, наблюдается гиповитаминоз и дефицит массы
тела, снижается порог начала табакокурения, увеличивается число подростков,
употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества. Анализируя
статистику, учителя КГКСКОУ
Владивостокская КШИ №1 разработали комплекс мероприятий по охране здоровья
детей и подростков.
Применение здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе
Мы работаем по программе "Здоровье детей с ограниченными
возможностями”. При этом главным в рамках реализации программы является
создание организационно-педагогических
условий здоровьесбережения учащихся и учителей.
Программа"Здоровье”
конкретизируется в виде годового плана работы на учебный год, в течение которого решаются
следующие вопросы:
·
четкое
отслеживание санитарно-гигиенического состояния классов;
·
гигиеническое
нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного
расписания, режима дня;
·
витаминизация, активизация двигательной активности учащихся;
·
посещение
бассейна, зала тяжелой атлетики, тренажерного зала;
·
выезды
на природу, экскурсии, поездки, Дни Здоровья;
·
спортивные
мероприятия.
Активизация двигательной активности
Работа по
активизации двигательной активности учащихся ведется в нескольких направлениях:
1. Большое
значение в предупреждении утомления у детей на занятиях принадлежит физкультминуткам, которые благотворно влияют на восстановление
умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают
эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки.
2. Важным
направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики учащихся. Пальчиковая гимнастика
проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это стимулирует
действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует
психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие,
облегчает усвоение навыков письма.
3. Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором
воздействия на нервную высшую деятельность учащихся. Действие температуры воды
уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе,
улучшает кровоснабжение мозга, положительно сказывается на состоянии психики,
способствует формированию положительного эмоционального фона, так необходимогоучащимся
в повседневной жизни.
Урок как основа
сохранения здоровья школьника
В ряду
здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках, можно выделить
несколько направлений:
1.
Чередование различных видов учебной деятельности (устный опрос, чтение,
слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, выполнение письменных
заданий).
2.Обстановка
и гигиенические условия в классе (температура, свежесть воздуха, рациональность
освещения класса и доски).
3.Физкультурные
минутки - их место, содержание и продолжительность.
4.
Психологический климат на уроке.
5. Наличие на
уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, поговорок, афоризмов, музыкальных
минуток.
6. Темп
урока, особенности окончания урока.
Оптимизация домашнего задания
Отдельное внимание
педагоги уделяют объему и сложности материала, задаваемого на дом. Основные его
пункты разбираются на уроке совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в
процессе занятия, а дома осталось только повторить.
Содержательная часть
Реализация программы
"Здоровье"направлена на формирование у учащихся культуры отношения к
своему здоровью, что включает в себя:
1. культуру физиологическую (способность
управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности
организма);
2. культуру физическую (способность
управлять физическими природосообразными движениями);
3. культуру психологическую (способность
управлять своими чувствами и эмоциями);
4. культуру интеллектуальную
(способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Основными целями данной программы являются:
ü создание
организационно-педагогических,материально-технических, санитарно-гигиенических
и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели
состояния здоровья учащихся;
ü усиление контроля над медицинским
обслуживанием учащихся;
ü создание содержательного и
информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по
приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
ü развитие организационного и программного обеспечения внеурочной
деятельности обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга.
Задачи программы:
1. развивающие - формирование у учащихся представления об
ответственности за собственное здоровье;
2. обучающие -обеспечение учащихся необходимой достоверной
информацией в области формирования, сохранения и укрепления здоровья;
3. воспитывающие -создание психолого-педагогических условий для
сохранения и укрепления здоровья детей и педагогов.
Основные принципы программы
Сознательность и активность – чёткая постановка целей, задач, их осознание
учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями
занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.
Систематичность и последовательность – непрерывность и этапность
физкультурно-оздоровительных воздействий.
Психологическая комфортность – получение положительных эмоций и
ощущений в процессе физкультурно-оздоровительной тренировки.
Творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления
учащихся средствами физической культуры – постоянное обновление содержания
физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей,
интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую
направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления
средствами физической культуры.
Ожидаемые конечные результаты программы:
1. повышение функциональных возможностей
организма учащихся;
2. рост уровня физического развития и
физической подготовленности школьников;
3. повышение приоритета здорового образа
жизни;
4. повышение мотивации к двигательной
деятельности, здоровому образу жизни;
5. повышение уровня самостоятельности и
активности школьников в двигательной деятельности;
6. поддержка родителями деятельности по
воспитанию здоровых детей;
7. снизить заболеваемость всех
участников образовательного процесса.
Направления работы программы «Здоровье»
Работа по программе «Здоровье» проводится по пяти направлениям:
1. Педагогика здоровья.
Цель: пропаганда здорового образа
жизни и обучение навыкам ЗОЖ.
2. Оздоровительные и профилактические
мероприятия.
Цель: профилактика сезонных
заболеваний, предотвращение ухудшения здоровья, помощь в адаптации к следствиям
ухудшения здоровья.
3. Профилактика употребления
психоактивных веществ.
Цель: формировать здоровый стиль,
эффективную стратегию поведения и личностных ресурсов, препятствующих
употреблению психоактивных средств.
4. Физическое воспитание.
Цель: воспитать физически развитую и
здоровую личность.
5. Создание комфортной предметно-пространственной
среды.
Цель: создание коалиции всех
заинтересованных лиц в сохранении здоровья детей; определение стратегии
формировании ценности культуры здоровья.
Реализация направлений в программе
«Здоровье»
Направления |
Реализация |
Педагогика здоровья.
|
1. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих
технологий. 2. Комплекс мер по снижению перегрузки обучающихся: - соблюдение уровня максимальной нагрузки в индивидуальных
планах; - перенос «центра тяжести» изучения материала с домашней
работы на работу в классе; - изменение
характера домашних заданий. 3. Включение материала о здоровом образе жизни в учебные
предметы. 4. Проведение уроков и классных часов здоровья.
|
Оздоровительные и профилактические мероприятия |
1. Мониторинг состояния здоровья. 2. Зарядка перед уроками, физкультминутки, подвижные
перемены. 3. Витаминизация. 4. Проведение Дней
здоровья. 5. Посещение бассейна,
зала тяжелой атлетики, тренажерного зала. 6. Организация летнего отдыха учащихся.
|
Профилактика употребления психоактивных веществ |
1. Беседы, тематические классные часы. 2. Просмотр фильмов, презентаций на тему о вреде
психоактивных веществ. |
Физическое воспитание |
1. Регулярное проведение спортивных праздников и
соревнований, участие в спортивных мероприятиях школы. 2. Проведение конкурсов «Самый спортивный класс», «Веселые
старты».
|
Создание комфортной предметно-пространственной среды |
1. Оформление кабинета СБО. 2. Компьютеризация. 3. Поиск единомышленников по вопросам здоровья детей.
|
Заключение
В основу
учебно-воспитательного процесса положены три принципа: здоровье - развитие - обучение, поэтому педагогическим коллективом проводится
большая работа по формированию устойчивого положительного отношения к пониманию
приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения в КГКСКОУ Владивостокская КШИ №1позволяет не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса. Применение этих психологических методик помогает снизить уровень тревожности, агрессивности, повысить самооценку и уверенность в себе, улучшить дисциплину, успеваемость, снизить процент заболеваемости детей, что, несомненно, способствует повышению качества образования.
Список литературы
1. Айрапетов С. Г.
Здоровье, эмоции, красота. 3-е изд., испр. и доп. М.: Молодая гвардия, 1977.
96с.
2. Амосов Н. М. Раздумья
о здоровье. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1979. 191с.
3. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков.
6-е изд., перераб., и доп. М.: Медицина, 1982. 176с.
4. Власова Т. А., Певзнер
М. С. О детях с отклонением в развитии. М.: Педагогика, 1973, 175с.
5. Воронкова В. В. Готовность
старших умственно-отсталых дошкольников к обучению грамоте//Дефектология. 1995,
№1, с. 66-71.
6. Дмитриев А. А.,
Веневцев С. И. Проблемы укрепления здоровья и психофизического развития
учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ 8-го
вида//Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном)
образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. с. 30 - 44.
7. Дмитриев А. А.,
Жуковин И. Ю. Некоторые концептуальные положения валеологической работы во
вспомогательной школе//Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы
специальной педагогики и специальной психологии. 1999. с. 190 - 193.
8. Дмитриев А. А.
Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами
физического воспитания. Красноярск, 1987. 151с.
9. Дмитриев А. А.
Организация двигательной активности умственно отсталых детей. М.: Советский
спорт, 1991. 32с.
10. Дульнев Г. М. Учебно
- воспитательная работа во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1981. 165с.