Министерство образования РФ Департамент образования и науки
Приморского края
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
«Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №1»
Доклад
Тема
«Формирование игровой деятельности дошкольника как психолого-педагогическая проблема»
Составила: воспитатель Иванова И.Н.
Игра – для ребенка это не что иное, как особое средство постижение жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений моральных установок общества, постижений реалией действительности.
М. Монтессори.
Игра является основным видом деятельности дошкольника, потому что наиболее доступна ребенку этого возраста. Именно в игре он знакомится с окружающей действительностью, приобретает знания и умения, обучается, у него развивается восприятие, мышление ловкость активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются эстетические нормы, расширяется и обогащается словарь, развиваются все функции речи.
У детей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в коррекционное учреждение отсутствует стойкий интерес к игрушке, они не пытаются обследовать ее при знакомстве. Игровые действия никогда не поднимаются выше уровня манипуляций с предметами. Если у детей с нарушением интеллекта и есть процессуальные действия, то они никогда не образуют логическую цепочку.
Наблюдаются неадекватное использование игрушек. Могут стучать о поверхность стола, грызть и облизывать, попытки разломать
Без специального коррекционного обучения игре невозможно сформировать игровые действия, аследовательно, игра не станет ведущим видом деятельности, с помощью которой можно познать окружающий мир, корригировать недостатки, готовятся к обучению в специальной школе.
Поэтому на 1-2 годах обучения ставятся следующие задачи:
- Формирование интереса к игре и игрушке, стимуляция потребности в игре.
- Обучение использованию игрушкой в соответствии с её функциональным значением.
- Обучение элементарным игровым действиям по подражанию, затем по образцу и самостоятельно.
- Обучение воспроизводить связанные между собой логически определенные действия (цепочки из 2 действий: сначала стираем, потом развешиваем и т.д.)
- Воспитание бережного отношения к игрушке.
- Обозначение словом, предложением предметов и действий.
На 3-4 годах обучения требования усложняются. К этому времени дети должны:
- Уметь самостоятельно сформулировать замысел игры.
- Отражать в игре роль труда взрослого человека, передавать отношения между людьми.
- Научится действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы – заместители.
- Отражать знания, полученные на других занятиях.
При обучении используются методические приемы:
- показ игровых действий педагогам,
- совместное выполнение игровых действий,
- выполнение заданий по словестным инструкции.
- самостоятельное обыгрывание игрушек.
На первом году обучения, после обследования детей учитывая интеллектуальные и психические возможности детей, разбивают на 2 подгруппы: более сильную и слабую.
Дети со слабой подгруппы требуют более частое повторение действий по подражанию.
Проводятся и индивидуальные занятия.
В группе должно быть разнообразное и достаточное количество игрушек в хорошем состоянии.
Периодически менять, чтобы дети не теряли интерес к ним. Взрослый обязан реагировать на каждый случай порчи игрушки или небрежного отношения к ней.
При обучении игре обязательно надо возбудить интерес к игрушке. Научить детей обмениваться игрушками. Это достигается в специальных игровых упражнениях.
Например: Воспитатель рассаживает детей на стульчики, одному более умному ребенку вручает корзину с игрушками и предлагает раздать игрушки детям. Ребенок, чувствуя доверие взрослого, щедро раздаёт игрушки детям. Вручая он должен произнести, Валера возьми мяч, Аня возьми куклу и т.д. Убедившись, что дети наигрались предложить обменяться ими. Люда дай коляску Оксане, а Оксана даст тебе зайку. После неоднократного обмена, дети спокойно делятся или отдают игрушки.
Занятия по обучению сюжетно-ролевой игры необходимо проводить в группе в игровой комнате, здесь дети чувствуют себя непринужденно и свободно. Педагоги должны быть мягкими, эмоциональными. Без выражения эмоций таких детей невозможно привлечь к игрушке, к игре.
Мощным моментом в обучении игре у детей с ОВЗ является усвоение ими логического развития игрового сюжета. Этому способствуют два вида работы:
Первое – это наблюдение и установление последовательности бытовых действий в повседневной жизни, процессе режимных моментов.
Например: после того как дети вымыли руки и должны приступить к еде педагог обращает внимание, что вначале они вымыли руки, а потом садятся за стол, подготавливая ко сну заостряем внимание, что они сейчас разденутся оденут пижаму (спать в платьях нельзя), а потом лягут спать.
Второе – это выполнение детьми таких игровых действий, которые требуют от них предварительной подготовки.
Например: взрослый произносит, давай уложим твою дочку спать. Что нужно сделать? Ребенок под руководством педагога перечисляет действия, а затем переходит к осуществлению.
Дети хорошо воспринимают эти вопросы, потому что сами являются участниками событий или наблюдали их в повседневной жизни.
Обучение игре начинается с куклы, так как кукла – подобие человека. Сначала дети учатся ее кормить, одевать, раздевать. Соединение этих трех действий дает возможность перейти к элементам сюжета в игре. Вводиться новый игровой элемент – укладывание спать, добавляется приготовление постели. Обычно дети выносят игровые действия, которым научились на занятиях , в свою свободную игровую деятельность. Но опять же при участии взрослого.
После отработки игровых действий можно приступать к обучению бытовой сюжетной игре. Введение сюжета требует от ребенка большой наблюдательности, так как в процессе игры развивается внимание к окружающему миру.. Окружающий мир у наших детей ограничен, поэтому мы проводим экскурсии в магазин, почту, парикмахерскую. Знакомим с трудом взрослых – врача, повара, прачки, няни, дворника, шофера, воспитателя. Читаем художественную литературу, проводим беседы, просматриваем кинофильмы, рассматриваем сюжетные картинки, где отражена работа людей. Для развития игровой деятельности важно, чтобы дети наблюдали за повадками животных, птиц. Для этого надо вывозить детей в зоопарк, цирк, просматривать фильмы о животных ит.д. Научившись подражать животным, дети смогут правильно обыгрывать их движения в игре. Постепенно в ходе наблюдения дети накапливают определенный опыт отношений между людьми, работу людей и на основе этого опыта легче учить детей сюжетно-ролевым играм.
Педагог большое внимание уделяет игре с машиной. Показывает, как надо играть с ней, разворачивает элементарную сюжетную цепь: на машину грузят кубики, разгружают, возят в ней различные игрушки. Организация элементарных действий служит подготовкой к строительным играм. Без специального обучения строительные игры не возможны – в противном случае она будет сведена к нагромождению кубиков и разрушению постройки. Эта игра ценна тем, что служит основой в коллективе для совместных игр.
Начиная игру,дошкольники обычно охотно соглашаются на предложенную роль, но быстро переходят к обычным действиям с игрушками. Педагог должен включиться в игру, напомнить ребенку о взятой на себя роли. Создать игровую ситуацию.
Для развития игровой деятельности у дошкольников проводятся драматизации хорошо известных сказок «Теремок», «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка» и д.р.
Знакомить со сказкой надо живо и эмоционально, иллюстрируя ее содержание с помощью персонажей кукольного театра , фанерных изображений ит.д
Для усвоения детьми содержания сказки необходимо познакомить их с действующими лицами, дать им возможность самим осуществлять действия с куклами, выступать от лица каждого персонажа. Использование костюмов и различных атрибутов способствуют успешному проведению игр-драматизаций. Они помогают детям понять сюжет и войти в роль.
Педагог, знающий возможности каждого ребенка в своей группе, должен следить как общаются дети в ходе совместных игр. Для организации коллектива эффективным являются подвижные игры с элементами роли. Сближают детей и игры постройки. В процессе игр воспитатель регулирует взаимоотношения дошкольников, следит за тем кто малоподвижен, кто чрезмерно возбудим.
Из всего сказанного вытекает, что формирование жизненного и игрового опыта детей, развитие у них специфических игровых умений, могут продвинуть игровую деятельность у детей с ограниченными возможностями здоровья до того уровня, который обеспечит ее положительное влияние на их психическое развитие. Даже если ребенок не научится играть самостоятельно, будет нуждаться в помощи взрослого, это не будет считаться зря потраченным временем. Главное ребенок начал выходить из замкнутого мира. У него появится интерес к окружающему миру.