Конспект
Тема «Ласковый платок»
Программное содержание
Учить детей выражать чувства, которые вызывает соприкосновение с пуховым платком. Развивать у детей умение выражать свое эмоциональное состояние, чувства через прикосновение. Знакомить детей со способами выражения доброжелательного, теплого отношения к другим людям через прикосновения (поглаживание, объятие). Формировать установку на позитивнее взаимодействие со сверстниками, снимать страх общения, боязнь тактильного контакта. Фиксировать внимание детей на принятых ощущениях близости и единения с другими детьми.
Оборудование: мягкий, желтый мячик (маленькое « солнышко»), пуховой платок, корзина, скамейка, теремок.
Ход занятия
Учитель – дефектолог заводит детей в группу и обращает внимание детей: « Ой, дети смотрите, что это у нас в группе?! Да это же теремок Марьи-волшебницы!!
Выходит Марья-волшебница:
- Здравствуйте дети, я уже вас заждалась, и солнышко вас заждалось (показывает за окно).
Потом на солнышко в руке.
Марья-волшебница:Дети солнышко хочет с вами поиграть, вставайте в круг.
Игра «Солнышко». Дети стоят в кругу, под пение Марьи-волшебницы
передают друг другу двумя руками (с ладони на ладони) мягкий желтый мячик «солнышко»
Ходит солнышко по кругу,
Дарит деточкам свой свет
А со светом к нам приходит
Дружбы солнечный привет.
Марья-волшебница: К нам в гости прилетело « облачко» - платок (сначала показать в свернутом состоянии, затем разворачиваем).
Игровое упражнение «Доброе тепло»
Дети рассматривают и обследуют на ощупь пуховой платок (поглаживают, сжимают рукой, прижимают к щеке). Делятся впечатлениями, какой платок на ощупь. (Мягкий, пушистый, теплый).
Чтобы почувствовать его тепло, дети укутываются платком по очереди, поглаживают себя по плечам, скрещивают руки; обмениваются впечатлениями об ощущениях и чувствах (тепло, приятно, прикосновение нежное, легкое).
Марья – волшебница С нами облачко – платок хочет поиграть в прятки.
Игра «Кто же это был?»
Дети приседают на ковре, закрывают глаза. Марья – волшебница укрывает платком одного из ребенка. Дети закрывают глаза. Марья – волшебница предлагает одному из детей подойти к укрытому ребенку под платком и под слова «Угадай поскорей, кто там из твоих друзей» ощупать и отгадать, кто это. (Важно обратить внимание детей на то, что прикосновения к ребенку, которых находится под платком, должны быть мягкими, осторожными приятными для него). У ребенка можно спросить, догадался ли он, кто к нему прикоснулся.
Марья – волшебница: А теперь платок хочет попрощаться с вами.
Игра «Ласковый платок»
Дети садятся на скамейку друг за другом. Марья-волшебница с платком сзади. Она укрывает платком впереди сидящего ребенка, ласково прикасаясь к нему, и шепчет «пожелания» платка: «Погладь по плечам, по спине, по голове» Ребенок должен накинуть платок сидящему впереди выполнять « пожелание» платка – погладь по голове. Когда платок доходит до конца ряда и возвращается к Марье-волшебнице, вид пожелания меняется.
Марья-волшебница: Вот мы и поиграли с платком, согрел он нас своим теплом, выполнили его пожелания, пора лететь ему к другим детям. (Платок превращается в облачко и улетает). Дети, а сможем ли мы без облачка-платка согреть друг друга.
Заключительная часть.
Согреем друг друга. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, идут к центру, сбиваясь в кучу, плотно прижавшись, друг к другу, обнимают за плечи рядом стоящих. Затем дети рассказывают о своих ощущениях, о том, как они себя чувствуют, ощущают ли душевное тепло и почему.